432 программы
Управление информационными системами
Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Управление клиентским опытом и взаимоотношениями
Социальное предпринимательство
Управление процессами и операциями
664 программы
Жилищно-коммунальное хозяйство
Экономика и организация строительства
Государственное и муниципальное управление
На программе профессиональной переподготовки "Детская и подростковая психология", первый набор которой уже стартовал, в рамках курса детского и подросткового психолога, действующего члена Европейской Ассоциации Психоаналитической Психотерапии (EFPP, детская секция) Александры Быстрецкой, слушатели детально будут разбираться с темой детской тревожности.
Ловушка 1: Игнорирование тревожности как возрастной нормы
Часто тревожность в раннем возрасте воспринимается как «естественный этап» — страх темноты, привязанность к родителям, нежелание оставаться одному. Но если игнорировать интенсивность и длительность симптомов, можно упустить начало расстройства.
Как избежать:
✅Оценивать тревогу с учётом контекста развития (раннее детство, латентный период, подростковый возраст).
✅Отслеживать, мешает ли тревога адаптации и социальной жизни.
✅Учитывать биологические и внешние факторы: нейроособенности, стиль воспитания, опыт сепарации.
Ловушка 2: Работа только с ребёнком, без вовлечения родителей
Родители — ключевые участники изменений. Если они не участвуют в процессе, то работа с тревожностью может не дать результата. Часто именно родительская тревожность поддерживает симптомы ребёнка.
Как избежать:
✅Проводить регулярные сессии с родителями.
✅Помогать им осознавать, как их стиль взаимодействия влияет на ребёнка.
✅Создавать коллегиальную атмосферу: специалист + родители + ребёнок — команда.
Ловушка 3: Психообразование без стратегии
Иногда специалисты ограничиваются объяснением симптомов: «это просто тревожность», «это бывает». Но детям и родителям нужно не только понимание, но и инструменты, чтобы справляться.
Как избежать:
✅Давать родителям конкретные стратегии: "наблюдай — думай — говори", игры с потерей, стабилизация среды.
✅Учить ребёнка замечать и регулировать своё состояние.
✅Развивать внутренние ресурсы: способность терпеть скуку, справляться с неудачами, выдерживать эмоции.
Ловушка 4: Неучёт тревоги как части развития
Тревога — не только симптом, но и сигнал роста. В каждом возрастном этапе она сопровождает важные психологические задачи: сепарация, социализация, построение идентичности. При попытке «убрать» тревогу, можно лишить ребёнка шанса пройти через важные этапы становления.
Как избежать:
✅Понимать, какие задачи стоят перед ребёнком в его возрасте.
✅Не снимать тревогу полностью, а помогать с ней справляться.
✅Помнить, что тревога — сигнал, а не всегда проблема.
Ловушка 5: Недооценка важности стабильной среды
Даже лучшая терапия может не сработать, если ребёнок живёт в нестабильной, тревожной, конфликтной среде. Развод родителей, непоследовательность, перегруз — всё это усиливает тревожность.
Как избежать:
✅Вмешиваться в семейную систему: помогать родителям выстраивать границы, создавать ритуалы.
✅Работать над снижением внешней сенсорной и эмоциональной перегрузки.
✅Развивать у ребёнка чувство предсказуемости и контроля.
Тревожность — не враг, а маркер! Уважая её, понимая причины и мягко поддерживая ребёнка, мы помогаем ему вырасти устойчивым, адаптивным и чувствительным к себе и миру.
Курс "Расстройства пищевого поведения в детском и подростковом возрасте" — один из почти 30 дисциплин в рамках программы профессиональной переподготовки «Детская и подростковая психология».
Набор на 2025/26 год уже открыт! Подробности по ссылке >>>