Руководство пользователя личного кабинета
Скачать
ВойтиЗарегистрироваться
ВойтиЗарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться
ВойтиЗарегистрироваться
  • Бизнес-образование
  • Все направления

3 принципа оценивания, которое мотивирует, а не пугает

Оценивание вызывает очень сильные эмоции, это одна из самых стрессовых частей учебного процесса. И для детей в первую очередь. Как профилактировать стресс, как превратить процесс оценивания из источника тревоги в инструмент развития? Об этом рассказала Мария Лытаева, директор Центра поддержки цифрового обучения, ученый секретарь НИУ ВШЭ в рамках Межрегионального экспертного семинара.

Ключ — в разделении трех понятий:

  1. Оценивание — постоянный процесс фиксации уровня прогресса учащегося, как GPS-навигатор в пути. Он показывает, где мы сейчас и куда двигаться, но не фиксирует результат на какой-то балльно-рейтинговой шкале;
  2. Контроль — запланированная «остановка для проверки двигателя». Важно, чтобы ее формат был знаком ученикам;
  3. Отметка, балл — просто цифра на спидометре. Без понимания, что за ней стоит, она бессмысленна в учебном процессе, но в конце разных этапов обучения может сыграть важную роль в судьбе человека, как баллы по ЕГЭ, например.

Как это работает на практике?

Принцип 1: Предсказуемость.

“Это как с экзаменом на водительские права, - говорит Мария Лытаева, - Люди дома решают тесты,изучают типы вопросов и спокойно сдают экзамен. Если же дети всегда решали задачи, а на контрольной получили эссе — паника неизбежна. Контролируйте ровно то, чему научили, и в знакомых ученикам форматах”.

Принцип 2: Обратная связь вместо ярлыка.

Любая оценка без комментария — это стресс. Цифра «3» ничего не говорит о том, как исправить ситуацию. Важна обратная связь: что получилось хорошо, а что можно улучшить. Ошибаться - нормально. Более того, исследования показывают, чтоесли человек сделал ошибку, а потом исправил ее, он лучше запомнит эту информацию.Качественный разбор ошибки — это еще одна ступенька к успеху.

Принцип 3: Открытость благодаря критериальным рубрикам.

Это прозрачный инструмент для ученика и учителя. Преимущества:

●      Ученик знает «правила игры» заранее.

●      Сводит к минимуму субъективизм учителя.

●      Дает основу для самооценивания и взаимооценивания.

Да, составлять рубрики поначалу трудоемко.

Лайфхак: Экономьте силы — объединяйтесь с другими учителями, берите за основу структуру критериев ВПР и ЕГЭ, они очень хорошо прописаны.

Больше пользы в вебинаре«Опять двойка? Как организовать эффективное оценивание без стресса», а подробнее тему оценивания преподаватели и методисты разбирают на курсе ДПО “Педагогический дизайн в вузе”, старт 6 октября.