• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Государственно-частное партнерство в недвижимости - новые возможности экономического развития»

27 ноября 2009 г. в Москве состоялся круглый стол «Государственно-частное партнерство в недвижимости - новые возможности экономического развития», организованный Институтом экономики недвижимости Государственного университета - Высшей школы экономики при поддержке Центра развития государственно-частного партнерства и Гильдии управляющих и девелоперов.

27 ноября 2009 г. в Москве состоялся круглый стол «Государственно-частное партнерство в недвижимости - новые возможности экономического развития», организованный Институтом экономики недвижимости Государственного университета - Высшей школы экономики при поддержке Центра развития государственно-частного партнерства и Гильдии управляющих и девелоперов.

Открыл круглый стол с приветственной речью проректор  ГУ-ВШЭ Шамрин Александр Тихонович. Ведущим круглого стола выступил преподаватель ГУ-ВШЭ, профессор, д.т.н., визитинг-профессор Оксфордского Брукс университета - Соловьев Михаил Михайлович

В рамках круглого стола с докладами выступили Президент Некоммерческого Партнерства «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства», Заместитель Председателя ООО «Деловая Россия», Член Общественного совета Центра развития ГЧП - Николаева Елена Леонидовна; преподаватель ГУ-ВШЭ, член рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по ГЧП, член Экспертного совета Центра развития ГЧП, д.э.н., профессор Варнавский Владимир Гаврилови; заместитель Директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России - Костин Олег Анатольевич; Начальник отдела инвестиционной политики и государственно-частного партнерства Минтранса России Марков Сергей Владимирович; Директор Центра ГЧП Внешэконмбанка - Баженов Александр Владиславович; Заместитель руководителя финансово-экономического Департамента Фонда содействия развития жилищного строительства - Хенкин Борис Львович; Член правления Фонда «Институт экономики города», к.т.н. - Сиваев Сергей Борисович; Менеджер отдела корпоративных финансов компании «KPMG» - Шабашевич Марк Захарович; Руководитель группы ГЧП и инфраструктурных проектов компании «Вегас-Лекс» - Громыко Иоанна Ионо; Председатель совета директоров компании GVA Sawyer - Камерон Сойер; Партнер Hannes Snellman LLC, Член Коллегии адвокатов Швеции - Ингвар Зандер.

В финале круглого стола  Варнавский Владимир Гаврилович представил участникам свою новую книгу «Государственно-частное партнерство».

Государственно-частное партнерство становится одним из основных инструментов развития недвижимости в РФ. Оно предоставляет возможность активизировать преодоление негативных последствий экономического и финансового кризиса в стране, вывести на новый уровень качество жилья, коммунальных услуг, социальной инфраструктуры.

Важнейшей задача, без успешного решения которой также невозможно становление ГЧП в недвижимости, является формирование в стране соответствующей институциональной среды:

-     органов законодательной и исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы законодательства в сфере ГЧП, подготовки соответствующих  договоров, надзора и контроля за их выполнением;

-     финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование в рамках контрактов ГЧП в недвижимости;

-     независимых организаций, осуществляющих экспертизу таких проектов;

-     управляющих компаний,

-     отраслевых и иных ассоциаций, фондов, объединений и т.п.

Вторая задача представляет собой блок вопросов по созданию достаточно полной и замкнутой законодательной базы, легитимизирующей приход частного сектора к управлению объектами государственной и муниципальной собственности. Кроме закона о концессиях должны быть приняты законы и подзаконные нормативные акты о концессионных предприятиях в отдельных отраслях социальной инфраструктуры, коммунальном хозяйстве, ведомственные инструкции, положения и правила, регулирующие отдельные стороны процесса подготовки и исполнения контрактов ГЧП: типовые договоры в рамках отдельных отраслей, а возможно, и отдельных производств, порядок передачи в частное управление объектов государственной и муниципальной собственности, методики по разработке технико-экономического обоснования, определению платы за концессию, определению сроков проектов ГЧП, положения о гарантиях и о досрочном прекращении контрактов ГЧП и т.д. и т.п. Учитывая комплексный характер таких договоров, потребуется внесение соответствующих изменений в сферу гражданско-правового и административного регулирования хозяйственных отношений, а также в законодательство по внешнеэкономической деятельности.

Третья задача - подготовка общественного мнения к передаче частному сектору функций владения и пользования объектами государственной и муниципальной собственности в недвижимости, обеспечение доверия общественности и населения к этому новому для современной России типу хозяйственных отношений.

Четвертая задача - подготовка специалистов по государственно-частному партнерству, которая представляет собой разработку и использование в практической деятельности соответствующих учебных курсов для экономических и юридических вузов, создание системы переподготовки кадров из числа государственных и муниципальных служащих. Важнейшим направлением работы должен стать налаженный на государственном уровне обмен опытом в области ГЧП в недвижимости.

Варнавский Владимир Гаврилович, преподаватель ГУ-ВШЭ, член рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по ГЧП, член Экспертного совета Центра развития ГЧП, д.э.н., профессор:

 «Проблема государственно-частного партнерства в Российской  Федерации заключается в том, что каждый понимает под этим что-то своё, особенное, потому что законодательство РФ не определяет, что такое ГЧП... ГЧП возникнет только тогда, когда  будут привлекаться внебюджетные источники финансирования для  госзаказа. Но этого нет в Российской Федерации, потому что нет подзаконной нормативной базы, которая бы регулировала этот процесс и обеспечивала возврат частному  инвестору при выполнении им госзаказа вложенных им средств из госбюджета».