Руководство пользователя личного кабинета
Скачать
  • Бизнес-образование
  • Больше профилей

Статья-интервью с Базаровым Т.Ю. "Мастер организации групповой работы или лидерские качества руководителя «три в одном»"

 


В последнее время слово «фасилитация» стало достаточно модным в бизнес-среде, а сама эта технология занимает все большее место на деловых совещаниях и переговорах. Фасилитация рассматривается как один из самых современных и успешных способов обсуждения и решения вопросов организации, в том числе – стратегического характера.

Сегодня, в условиях постоянных изменений, компаниям все чаще приходится решать, как им жить и работать в новых обстоятельствах, и потому потребность в профессиональных фасилитаторах только возрастает. В роли фасилитатора может выступать как приглашенный в компанию консультант, так и сам руководитель организации. Понимание необходимости и важности качественного обучения руководителей в сфере фасилитации инициировали создание уникальной обучающей программы профессиональной переподготовки на базе Института практической психологии Высшей Школы Экономики «Мастер организации групповой работы (фасилитатор, модератор, медиатор)», которая стартует с 1 марта 2016 года.  

Что такое «фасилитация», и как давно она возникла?

Слово «фасилитация» происходит от англ. facilitate – помогать, облегчать. Впервые как особый групповой феномен фасилитация была описана в американской социальной психологии. Психолог Н. Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуациях непосредственного соревнования друг с другом, чем тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью верификации этих выводов он провел следующий эксперимент. Задача испытуемых состояла в том, чтобы наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого из двоих просили работать быстрее, чем их оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать леску так быстро, как только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство испытуемых работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, чем в одиночестве. Его статья с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Американском психологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии. Таким образом, под фасилитацией изначально понимался процесс, при котором группа способствует увеличению эффективности деятельности субъекта без вмешательства в эту деятельность, только присутствуя при этом.

Что же такое фасилитация сегодня? В самом широком смысле – это технология организации групповой работы. А в чуть более узком значении – облегчение коммуникации между участниками групповой работы. Основной целью фасилитатора является создание условий для эффективной групповой работы. В функции фасилитатора входит: концентрация на снятии коммуникативных барьеров в начале и по ходу обсуждения, создание условий для максимального участия всех в обсуждении, задание этапов и правил работы с последующим контролем их соблюдения, формирование необходимой ролевой структуры группы. Важно отметить, что фасилитатор организует максимально эффективные условия работы, не вмешиваясь в содержательный контекст работы над задачей. Фасилитатор использует различные методы организации групповой работы с четко заданными правилами (например, мозговой штурм, групповая дискуссия и т.д.), оперирует групповыми ролями участников, действует через задание групповых норм и правил взаимодействия. Для успешной реализации роли фасилитатора человек должен обладать определенным набором соответствующих компетентностей. Прежде всего, в нем  должны быть развиты организационно-лидерские качества, то есть умение организовывать коллективную деятельность, при этом человек должен быть активен, инициативен в этих стремлениях.

Значит можно утверждать, что хороший фасилитатор – это лидер, умеющий организовать свою команду для совместного решения стоящих перед ней проблем?

Лидерство – удивительная вещь.  Феномен лидерства содержит несколько граней.  Первая грань - то, что мы привыкли называть харизматическим лидерством. В его основе лежат эмоциональный компонент и то, что мы можем обозначить словом «влияние».  Вдруг появляется некто, кто способен изменить точку зрения другого человека, его представления, поведение - вот это лидер. Человек, который может оказывать влияние.

Следующая грань это групповой феномен лидерства, когда кто-то может организовать нескольких человек для достижения общей цели. И здесь к эмоциональной добавляется компетентность организационная.  Она предполагает понимание того, из чего складывается групповая реальность, какова композиция группы. И некоторые люди очень хорошо видят  ролевую структуру и динамические процессы в группе. Если такой человек находится в группе, то в ней происходит нечто такое, что облегчает взаимоотношения, и одновременно усиливает индивидуальный потенциал участников: рождаются нестандартные идеи, находятся альтернативные решения, люди пребывают  в более ресурсных состояниях, нежели в других случаях. Интересно, что этот феномен был известен еще в дореволюционной России как «социальная фасилитация» (тогда он писался как «фацилитация»). Фасилитация – безусловно, одна из граней лидерства.

Какими еще качествами, помимо организационно - лидерских, должен обладать хороший мастер организации групповой работы?

При любой работе с группой ее лидеру приходится удерживать в фокусе своего внимания следующие три аспекта: личность каждого из участников группы, содержание (предмет) обсуждения и, конечно же, группу в целом. Переключая свое внимание с участников на групповую динамику, с динамики – на способы продвижения группы в содержательном решении поставленной проблемы, мастер организации групповой работы обеспечивает всестороннюю максимальную эффективность коллективной деятельности. Поэтому профессиональная компетентность ведущего групповой работы состоит из трех типов компетентностей – организационной, эмоциональной и экспертной.

Что конкретно подразумевается под этими компетентностями?

Организационная компетентность -   это тот тип компетентности, с которым связан процесс фасилитации. Помимо организационно-лидерских качеств, для роли фасилитатора важна кооперативность (готовность к командной работе, ориентация на партнерское взаимодействие) и предусмотрительность (умение анализировать групповую ситуацию, конкретизировать этапы достижения совместной цели и сценировать будущее).

Экспертная компетентность связана с такой ролью ведущего групповой работы как модератор. Цель модератора в широком смысле – поиск истины, помощь окружающим в нахождении оптимального, наилучшего для рассматриваемой ситуации решения. В качестве основных компетентностей модератора выступают динамичность мышления (способность работать с разноплановыми задачами с высокой скоростью и точностью, быстро переключаться с решения одной проблемы на другую ), креативность (способность продуцировать необычные решения традиционных задач, искать способы преодоления проблем, обеспечивать высокую вариативность решений), а также проблемная ориентация (способность отслеживать и фиксировать несогласованности в различных аспектах ситуации, формулировать продуктивные противоречия).

Эмоциональная компетентность - та, что связана с харизматическим лидерством, лежит в основе процесса медиации. Медиация в организации групповой работы понимается несколько шире, чем посредническая деятельность в конфликтах. Функцией медиатора является вся работа по оптимизации психологического климата, созданию благоприятной атмосферы для раскрытия участников и их внутреннего развития, также работа с эмоциональным состоянием участников. Для этого человек должен иметь авторитет для членов группы, обладать влиянием вне зависимости от своего должностного положения. Кроме того, он должен быть способен проводить анализ состояния социально-психологического климата в группе, выявлять особенности участников группы, их положение по отношению к партнерам, понимать их эмоциональные состояния, а также – уметь целенаправленно осуществлять коррекцию групповой атмосферы, если это необходимо для обеспечения продуктивной работы.

Программа «Мастер организации групповой работы (фасилитатор, модератор, медиатор)» направлена на развитие этих компетентностей?

Да. Для этого слушателям даются  фундаментальные знания в области социальной психологии малых групп, в трех аспектах -личность, группа, мышление. И это является ключевым отличием программы. В программу включены тренинги эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности, управления конфликтами. С другой стороны, мы даем большое количество разнообразного инструментария. Слушатели программы освоят около 40-ка различных техник фасилитации, модерации, медиации и смогут применять их в своей работе. Среди этих техник есть как зарубежные (например, open space, world-café, PinPoint-фасилитация и многие другие), так и отечественные – в частности, организационно-деятельностная игра и инновационная игра.

Слушатели, прошедшие нашу программу, смогут профессионально проводить стратегические сессии, форсайты, деловые игры, рабочие совещания, творческие сессии по принятию нестандартных решений и другие мероприятия, предполагающие коллективную работу.

Что это дает организации и ее руководителю, прошедшему программу «Мастер организации групповой работы (фасилитатор, модератор, медиатор)»?

Применение технологий фасилитации, модерации, медиации позитивно влияет на культуру принятия решений в организации, поскольку ведет к росту вовлеченности сотрудников в процесс выработки решений, что способствует легкости внедрения организационных изменений. Мастерство руководителя в сфере организации групповой работы помогает наладить взаимопонимание и взаимодействие в коллективе, преодолеть коммуникативные барьеры, улучшить кросс-функциональное взаимодействие. Руководитель, владеющий навыками фасилитации, модерации, медиации имеет возможность расслышать всю симфонию мнений своей команды, в том числе – в тех вопросах, где он не является экспертом, и, собирая воедино знания и опыт команды – дать возможность участникам увидеть всю палитру возможностей для выработки более качественных решений. Руководитель, профессионально владеющий мастерством организации групповой работы и применяющий это мастерство в своей деятельности – это современный тип лидера, который умеет организовать, объединить и вдохновить свою команду на восхождение к новым высотам и реализацию прорывных стратегий.

Подробнее: http://www.ipp.hse.ru/